Сегодня я расскажу вам о моём любимом приёме, который часто используется в дизайне логотипов. Речь идёт об игре формы и контрформы — грубо говоря, о взаимодействии того, что нарисовано, и того, что осталось незакрашенным.
Вообще, конечно, негативное пространство (как ещё порой называют контрформы) присутствует в любом лого. Это и расстояние между буквами, и между знаком и названием, и охранное поле вокруг всего логотипа.
Но я хочу рассказать именно о тех моментах, когда это негативное пространство играет не второстепенную, а скорее главную или, как минимум, одну из главных ролей. Когда сам фон рисует образ!
Логотипы, в которых используется этот приём, часто попадают в подборки а-ля «ТОП-10 логотипов со скрытым смыслом» и тому подобные. Хотя, конечно, это не единственный способ внести скрытый смысл в логотип, и уж точно не каждый лого с игрой контрформы содержит какую-то тайну (этот момент мы уже с вами обсуждали в статье 8 принципов, как должен выглядеть современный логотип).
Ниже представлены логотипы четырёх брендов, использующие игру формы и контрформы в той или иной степени. И да, это старый лого Формулы-1, но он прекрасен и всем знаком
В чём же прелесть таких логотипов? Почему подобные лого встречаются у брендов разных уровней от мала до велика, и мода на них не угасает на протяжении десятилетий?
Дело в том, что помимо часто присущей им визуальной привлекательности, у них есть и довольно объективные преимущества.
1. Подобные логотипы практически всегда хорошо смотрятся и не теряют своей аутентичности в одноцветном варианте — их отличительная черта кроется не в цвете, а в форме.
Конечно, многим современным брендам, работающим преимущественно в сети и показывающим свою айдентику только на экранах, такая характеристика логотипа не будет являться ключевой. Но всё же для подавляющего большинства компаний это несомненный плюс.
2. Подобные логотипы являются прекрасными образцами лаконичности и завершённости.
Посмотрите, как бы выглядели упомянутые выше лого, если бы в них не использовалось негативное пространство в той же степени, но все образы и смыслы были бы сохранены:
Когда Микеланджело Буонарроти спросили: «Как вы делаете свои скульптуры?», он ответил: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».
Так и в хорошем логотипе – не должно быть ничего лишнего. Каждая деталь (даже в очень детализированных иллюстративных логотипах) должна быть оправдана.
Посмотрите, единица и стрелочка так и просятся снова стать «невидимыми» и вернуться на свои места. Медведь из Toblerone тоже кажется лишним и несуразным по сравнению с более скрытной версией себя из оригинального лого. Ок, WWF всё ещё выглядит неплохо. Но к чему этот контур, если панда отлично распознаётся и без него?
Условно логотипы, в которых из ничего вырисовывается нечто, можно разделить на 4 группы (приведённые названия весьма условны):
Характеризуется она тем, что в таких логотипах из одного рисунка-образа как бы «вырезается» другой. При этом последний хоть и сливается с фоном всё ещё остаётся читаемым и узнаваемым.
К этой группе можно отнести и логотип Toblerone – силуэт медведя тоже вырезан из изображения горы. Да, его присутствие в логотипе не так очевидно, как в примерах выше, но это и не требовалось – это просто небольшая отсылка к символу родного города этого шоколада – Берна.
(не смейтесь над названиями, я их выдумываю прямо сейчас…)
Эта категория отличается тем, что в ней не происходит объединения нескольких образов, и ничто не из чего не вырезается. Просто какой-то элемент графического знака, граничащий с фоном, выполнен в том же цвете, что и сам фон (обычно белым, но необязательно). И хотя из-за этого он сливается с фоном, наш мозг всё равно достраивает всю картину целиком. Как, впрочем, это работает и с логотипами из других групп.
К этой группе относится и лого WWF.
Начинается самое интересное.
Не скажу, что первые две категории чем-то хуже двух следующих. В конце концов, нет никакого универсального способа сделать хороший логотип. И как бы лично мне и многим другим не нравился предмет этой статьи, помните:
если у всех ваших конкурентов в логотипе обыгрывается контрформа, в вашем лого лучше этого не делать (опять же и пример, и совет очень обобщены).
В общем, я хочу сказать, использовать негативное пространство в логотипах из первых двух групп в целом чуть проще, так как на это практически никак не влияют формы изначальных образов – из любой формы можно вырезать любую другую, и любой объект можно покрасить в цвет фона.
Итак, третья категория интересна тем, что в этих логотипах между несколькими или внутри одной позитивной формы как бы сама по себе образуется новая негативная:
К этой категории относится логотип FedEx – стрелка сама появляется между «E» и «x», хотя, конечно, для её появления потребовались определённые формы и пропорции букв.
И последняя, но только по счёту:
По-моему, самая интересная. Если описывать кратко и красочно, то это супер-«вырезка»!
В этих логотипах также из одного объекта «вырезается» другой, но если в первой категории на этом всё волшебство и заканчивалось, то в этой – нет. Здесь при вырезании одной формы из другой мы получаем третью, которая несёт дополнительный смысл!
И в эту категорию, как вы уже, наверное, догадались можно отнести бывший логотип Formula-1.
Возможно, вы спросите, почему это логотип Формулы-1 относится именно к четвёртой группе, а не к третьей, например?
Всё дело в форме «хвоста» единицы. Это не очень похоже на какой-то устоявшийся образ, который могли просто подставить к «F», чтобы между ними сама нарисовалась единица.
Поэтому, если рассматривать две возможные формулы образования данного логотипа, …
… я выбираю формулу 1!
Похожий вопрос может возникнуть у вас, например, по поводу логотипа «Escape» из предыдущей подборки. Что, если это не буква «Е» появилась между дверью и проёмом? Может, это просто букву вырезали из прямоугольника, и получилась дверь? Тогда этот логотип должен быть в четвертой категории!
Что ж, во-первых, как я уже не раз сказал – все эти деления очень условны. И в действительности, кроме как в этой статье, они никому никогда не понадобятся.
А, во-вторых, этот лого разработал я, и я заявляю: он принадлежит к группе 3 – «возникновение», буква «Е» появилась вслед за дверью, а не наоборот.
На этом всё! Выводов не будет.
Буду благодарен, если поделитесь записью в соцсетях
Цена ниже, чем у тарифа «Стандарт», не потому, что предоставляется меньше вариантов и, следовательно, предстоит меньше работы.
Над этими лого мы работаем ничуть не меньше (если не больше), но выбираем для презентации лишь один вариант — самый лучший для вашего проекта по нашему профессиональному мнению.
В статье о формировании цен на логотип мы писали, что обычно, чем меньше вариантов предоставляется, тем лого дороже. Но не всё измеряется в деньгах.
К сожалению, очень часто, когда мы предлагаем несколько вариантов дизайна на выбор, клиенты выбирают не самый лучший из них, а своими правками делают его ещё хуже… Именно поэтому у тарифа «Лучший выбор» цена в рублях ниже — мы получим моральное удовлетворение от создания качественного логотипа, которым не стыдно будет похвастаться, а вы получите то, что будет идеально подходить вашему проекту.
Предоплата — 100%.
Визуальная концепция — это естественная визуализация логотипа с примерами, как лого будет смотреться и работать на практике: на сайте, визитке, автомобилях и т.п.
Пример визуальной концепции смотрите по ссылке.
Именно так мы презентуем варианты логотипа клиентам
Регистрация названия (товарного знака) защитит от недобросовестных действий конкурентов в отношении Вашего бренда.
Несанкционированное использование вашего товарного знака является неправомерным и преследуется по закону!
Иными словами никто не сможет открыть компанию с таким же названием или безнаказанно работать от вашего имени.
3 комментария(-ев)
спасибо, статья довольно интересная!
Ой, как интересно: а почему Вы решили, что на логотипе Toblerone слева от горы — медведь? Я вот в упор его не вижу?
А он не слева, он в горе.) Слева — это я для примера поставил — вынес из горы)