Тренд в дизайне логотипов 2020 контрформа

Не такое уж негативное пространство: форма и контрформа

Тренд логотипов 2020 негативное пространство

Сегодня я расскажу вам о моём любимом приёме, который часто используется в дизайне логотипов. Речь идёт об игре формы и контрформы — грубо говоря, о взаимодействии того, что нарисовано, и того, что осталось незакрашенным.

Вообще, конечно, негативное пространство (как ещё порой называют контрформы) присутствует в любом лого. Это и расстояние между буквами, и между знаком и названием, и охранное поле вокруг всего логотипа.

Но я хочу рассказать именно о тех моментах, когда это негативное пространство играет не второстепенную, а скорее главную или, как минимум, одну из главных ролей. Когда сам фон рисует образ!

Логотипы, в которых используется этот приём, часто попадают в подборки а-ля «ТОП-10 логотипов со скрытым смыслом» и тому подобные. Хотя, конечно, это не единственный способ внести скрытый смысл в логотип, и уж точно не каждый лого с игрой контрформы содержит какую-то тайну (этот момент мы уже с вами обсуждали в статье 8 принципов, как должен выглядеть современный логотип). 

Ниже представлены логотипы четырёх брендов, использующие игру формы и контрформы в той или иной степени. И да, это старый лого Формулы-1, но он прекрасен и всем знаком

Известные логотипы с игрой контрформы

В чём же прелесть таких логотипов? Почему подобные лого встречаются у брендов разных уровней от мала до велика, и мода на них не угасает на протяжении десятилетий?


Секрет успеха контрформы в логотипах

Дело в том, что помимо часто присущей им визуальной привлекательности, у них есть и довольно объективные преимущества.

1. Подобные логотипы практически всегда хорошо смотрятся и не теряют своей аутентичности в одноцветном варианте — их отличительная черта кроется не в цвете, а в форме.

Конечно, многим современным брендам, работающим преимущественно в сети и показывающим свою айдентику только на экранах, такая характеристика логотипа не будет являться ключевой.  Но всё же для подавляющего большинства компаний это несомненный плюс.

Известные логотипы с игрой контрформы в монохроме
Да, WWF получился особенно хорошо…

2. Подобные логотипы являются прекрасными образцами лаконичности и завершённости.

Посмотрите, как бы выглядели упомянутые выше лого, если бы в них не использовалось негативное пространство в той же степени, но все образы и смыслы были бы сохранены:

Известные логотипы с игрой контрформы без контрформы

Когда Микеланджело Буонарроти спросили: «Как вы делаете свои скульптуры?», он ответил: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».

Так и в хорошем логотипе – не должно быть ничего лишнего. Каждая деталь (даже в очень детализированных иллюстративных логотипах) должна быть оправдана.

Посмотрите, единица и стрелочка так и просятся снова стать «невидимыми» и вернуться на свои места. Медведь из Toblerone тоже кажется лишним и несуразным по сравнению с более скрытной версией себя из оригинального лого. Ок, WWF всё ещё выглядит неплохо. Но к чему этот контур, если панда отлично распознаётся и без него? 


Способы использования формы и контрформы в дизайне логотипов

Условно логотипы, в которых из ничего вырисовывается нечто, можно разделить на 4 группы (приведённые названия весьма условны):


Первая – «Вырезка»

Характеризуется она тем, что в таких логотипах из одного рисунка-образа как бы «вырезается» другой. При этом последний хоть и сливается с фоном всё ещё остаётся читаемым и узнаваемым.

форма и контрформа примеры логотипов Logotipper.ru

К этой группе можно отнести и логотип Toblerone – силуэт медведя тоже вырезан из изображения горы. Да, его присутствие в логотипе не так очевидно, как в примерах выше, но это и не требовалось – это просто небольшая отсылка к символу родного города этого шоколада – Берна.


Вторая группа – «Слияние»

(не смейтесь над названиями, я их выдумываю прямо сейчас…)

Эта категория отличается тем, что в ней не происходит объединения нескольких образов, и ничто не из чего не вырезается. Просто какой-то элемент графического знака, граничащий с фоном, выполнен в том же цвете, что и сам фон (обычно белым, но необязательно). И хотя из-за этого он сливается с фоном, наш мозг всё равно достраивает всю картину целиком. Как, впрочем, это работает и с логотипами из других групп. 

К этой группе относится и лого WWF.


Третья группа — «Возникновение»

Начинается самое интересное.

Не скажу, что первые две категории чем-то хуже двух следующих. В конце концов, нет никакого универсального способа сделать хороший логотип. И как бы лично мне и многим другим не нравился предмет этой статьи, помните:

если у всех ваших конкурентов в логотипе обыгрывается контрформа, в вашем лого лучше этого не делать (опять же и пример, и совет очень обобщены).

В общем, я хочу сказать, использовать негативное пространство в логотипах из первых двух групп в целом чуть проще, так как на это практически никак не влияют формы изначальных образов – из любой формы можно вырезать любую другую, и любой объект можно покрасить в цвет фона.

Итак, третья категория интересна тем, что в этих логотипах между несколькими или внутри одной позитивной формы как бы сама по себе образуется новая негативная:

Логотипы со скрытым смыслом Logotipper.ru

К этой категории относится логотип FedEx – стрелка сама появляется между «E» и «x», хотя, конечно, для её появления потребовались определённые формы и пропорции букв.

И последняя, но только по счёту:


Группа — «Рождение»!

По-моему, самая интересная. Если описывать кратко и красочно, то это супер-«вырезка»!

В этих логотипах также из одного объекта «вырезается» другой, но если в первой категории на этом всё волшебство и заканчивалось, то в этой – нет. Здесь при вырезании одной формы из другой мы получаем третью, которая несёт дополнительный смысл!

Логотипы со скрытым смыслом и негативным пространством (контрформой) Logotipper.ru

И в эту категорию, как вы уже, наверное, догадались можно отнести бывший логотип Formula-1.

Возможно, вы спросите, почему это логотип Формулы-1 относится именно к четвёртой группе, а не к третьей, например?

Всё дело в форме «хвоста» единицы. Это не очень похоже на какой-то устоявшийся образ, который могли просто подставить к «F», чтобы между ними сама нарисовалась единица.

Поэтому, если рассматривать две возможные формулы образования данного логотипа, …

Как разрабатывался логотип Формулы-1

… я выбираю формулу 1!

Похожий вопрос может возникнуть у вас, например, по поводу логотипа «Escape» из предыдущей подборки. Что, если это не буква «Е» появилась между дверью и проёмом? Может, это просто букву вырезали из прямоугольника, и получилась дверь? Тогда этот логотип должен быть в четвертой категории!

Что ж, во-первых, как я уже не раз сказал – все эти деления очень условны. И в действительности, кроме как в этой статье, они никому никогда не понадобятся.

А, во-вторых, этот лого разработал я, и я заявляю: он принадлежит к группе 3 – «возникновение», буква «Е» появилась вслед за дверью, а не наоборот.

На этом всё! Выводов не будет. Надеюсь, вам было интересно и хотя бы чуть-чуть полезно!


Буду благодарен, если поделитесь записью в соцсетях  

 

3 комментария(-ев)

  1. алена:

    спасибо, статья довольно интересная!

  2. Дарья:

    Ой, как интересно: а почему Вы решили, что на логотипе Toblerone слева от горы — медведь? Я вот в упор его не вижу?

    • Антон Logotipper:

      А он не слева, он в горе.) Слева — это я для примера поставил — вынес из горы)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бриф на лого