Всем здравствуйте! В прошлой статье я рассказывал о том, что такое логотип, кому и для чего он нужен. Но вопрос о том, как должен выглядеть современный логотип, я оставил открытым до написания следующей статьи. И вот её время пришло.
Здесь и далее под логотипом я подразумеваю любое графическое изображение, олицетворяющее и представляющее бренд, будь оно стилизованной надписью, рисунком или их в той или иной степени комбинацией.
Я знаю, многие задаются вопросом, каким должен быть логотип. Да я и сам постоянно им задаюсь — иначе бы я просто не смог выполнять свою работу.
Думаю, все имеют примерное представление, как выглядят качественные логотипы. Apple, Nike, Coca-Cola, Fedex — вот это вот всё. Сложно поспорить.
Когда бренд существует так долго, является одним из мировых лидеров в своей сфере, известен отличным качеством своих услуг и продукции, волей не волей начнёшь считать его логотип хорошим.
Но если бы эти бренды не были такими известными, считались бы их лого удачными? Или все они остались бы «огрызком», «соплёй», «просто надписью» и «двухцветной надписью»?
Однажды меня попросили сделать логотип похожий на лого Windows и Microsoft.
Я уточнил: «Хотите шрифт без засечек и знак с простыми геометрическими формами?» Мне ответили: «Ну нет, конечно, это будет слишком просто.»
Как показывает практика, в том числе и этот пример, часто людям нравятся логотипы не из-за того, как они выглядят (ведь лого Microsoft и Windows действительно очень простые!), а именно из-за того, какой бренд за ними стоит.
Содержание статьи:
Я прочитал множество статей по теме «как должен выглядеть правильный логотип», и в большинстве говорится примерно одно и то же. Там приводится список критериев и заявляется, что, если лого подходит под все эти характеристики, то он хороший, качественный, правильный, а если нет — то нет.
Если говорить о каком-то среднем обобщённом логотипе, то да, большинство пунктов окажется правдой — он действительно должен соответствовать неким критериям и принципам.
Беда в том, что невозможно составить какую-то общую инструкцию для создания любого логотипа. Каждый случай уникален. То, что будет хорошо для одного бренда, совсем не обязательно подойдёт другому.
Я собрал усреднённый список этих принципов, которыми «должен» обладать правильный современный логотип, и дополнил их своими подробными комментариями.
Итак, каким должен быть логотип в 2020 году (люди ещё говорят «2К20»?):
Это, разумеется, правда. В идеале логотип компании должен быть абсолютно уникальным. Однако на практике это не всегда можно гарантировать.
Ниже представлены несколько логотипов известных брендов очень похожие на лого, которые появились значительно раньше них:
Источник: https://medium.com/@fvo/your-logo-is-copied-710ac4604258
Чем проще форма, тем выше шансы найти что-то очень похожее. Как говорят музыканты «нот всего семь».
Считаются ли подобные совпадение плагиатом? Нет.
В этом случае, если говорят о неуникальности логотипа, подразумевают так называемое «сходство до степени смешения». То есть такое сходство двух лого, которое может ввести потребителя в заблуждение, что это один и тот же бренд.
При этом важно понимать, что сам термин «сходство до степени смешения» используется только по отношению к регистрируемой и уже зарегистрированной торговым маркам в одном и том же классе товаров и услуг (близких сферах деятельности).
Например, никто не подумает, что ПраймПэк как-то связан с Microsoft, хоть и знаки в их логотипах очень похожи. И, очевидно, что знаки эти означают совсем разные вещи. Также и с Рив Гош и с Северным городом.
Кстати, старый логотип Рив Гош ещё больше похож на новый лого Microsoft:
И хотя последний появился на свет через 20 лет после ривгошевского, никто не обвинял Майкрософт в плагиате.
Да, всем хочется, чтобы их логотип, будь он увиден один раз, навсегда закрепился в сознании потребителей. Обычно в качестве эталонов запоминаемых логотипов выступают всё те же Apple, Nike, Coca-Cola. Но стали бы они такими узнаваемыми, не показывай их нам на протяжении десятков лет из каждого «утюга»?
Любой логотип запомнится людям, если его достаточно часто показывать.
Запомниться априори может только что-то выходящее за рамки, но это не всегда может сыграть на руку бренду.
Например, многим запомнился логотип Бразильского Института Востоковедения:
Но хорошо ли это отразилось на имидже заведения? И да, на логотипе изображена башня на фоне красного солнца (ничто никуда не входит).
Вместо абстрактной запоминаемости логотипа лучше говорить о его отличии среди логотипов конкурентов. Невозможно наверняка сказать, какой логотип лучше запомнится клиентам, но у выделяющегося из общей массы при прочих равных всегда будет больше шансов.
Но и здесь много своих своих нюансов. Дизайн логотипов в определённых сферах порой продиктован традициями или лидерами рынка. Поэтому у подавляющего числа ритуальных агентств логотипы чёрные, а у IT-компаний шрифты без засечек. Хотя пока Google не поменял свой лого на нынешний в 2015-м году, молодые IT-стартапы не чурались шрифтов с засечками.
Поэтому при разработке логотипа нужно аккуратно лавировать между тем, чтобы выделиться, и тем, чтобы сойти за своего.
А вот здесь правды намного меньше, чем в предыдущих пунктах.
Логотип — это не вывеска и не визитка. По нему не обязательно должно быть сразу понятно, чем занимается компания.
Логотип редко видят отдельно от его носителя. А вот на этом носителе прямо рядом с логотипом всегда можно подробнее рассказать о сфере деятельности.
Разве кто-то, кто зашел на сайт интернет-магазина одежды, установщика свай или юриста, не будет знать, чем они занимаются? Разве потенциальный клиент забудет, зачем он только что зашёл на этот сайт? Думаю, что нет. А даже если и забыл, ему об этом расскажет содержание страницы. Поэтому этим логотипам нет нужды ни в плечиках, ни в сваях, ни в судейских молотках.
Логотип интернет-магазина одежды обычно не нуждается в плечиках…
Такие очевидные логотипы нужны порой шиномонтажкам, парикмахерским, фастфудам — тем сферам, где потенциальный клиент может зайти внезапно с улицы. Тот, кому вот прямо сейчас нужно «переобуться», подстричься или поесть. Таким клиентам, пожалуй, нужно как можно быстрее и чётче рассказать о том, чем ты занимаешься. Хотя и это можно сделать с помощью баннеров и плакатов, а не логотипа.
Но и здесь палка о двух концах. В самом по себе намёке на сферу нет ничего плохого. Но важно понимать, насколько сильно заезжены образы в этой отрасли — здесь вопрос стоит не в обычной «банальности», а в том чтобы логотип не затерялся среди ему подобных.
В конце концов, даже если образ в логотипе не говорит о вашей деятельности напрямую, он точно не должен ей противоречить. Грубо говоря, у оптики в логотипе может быть изображены и очки, и солнце, и лев, но никак не ухо. Хотя с хорошей рекламой и это может сработать…
Обычно этот принцип создания «правильного» логотипа приводится в угоду тому, что простые формы:
Последнее значит, что простой логотип быстрее разглядят и узнают, чем сложный. Особенно это важно в нашем современном вечно куда-то спешащем мире.
Но и этот критерий не подходит абсолютно всем брендам. Некоторые логотипы никто не будет смотреть на бегу, а какие-то вряд ли понадобится гравировать.
Снова здесь будет играть такой важный фактор, как выделение из толпы.
Если логотипы ваших конкурентов все на одно лицо — плоские, простые, аккуратные иконки, возможно, вам стоит сделать что-то совершенно иное.
Поэтому сейчас появляется так много иллюстративных, фотореалистичных лого с большим количеством деталей.
Помните! Всегда можно создать упрощённую версию логотипа для особых случаев.
Вот, например, как это делает банк Тинькофф:
И чтобы это упрощение было ещё нагляднее, ниже я привел все эти альтернативные версии логотипа к одному размеру:
К сожалению, у меня не было векторного файла для каждой из версий, поэтому увеличенные лого такие размытые.
Почему этот логотип всё ещё хорош, раз его приходится постоянно менять в зависимости от размера?
«Максимум 3» — частое дополнение к заголовку выше. Сюда же можно добавить и обязательное отсутствие градиентов.
Вы так далеко дочитали, что, наверное, уже сами поняли, почему этот пункт такой же обобщённый, как и предыдущие, да?
Честно говоря, не знаю, когда зародилось это мнение, но то, что оно очень распространилось, — это точно.
Однако, как вы, должно быть, заметили, в логотипе Microsoft — целых 5 цветов! У Google и Ebay — по 4, а у NBC — вообще 7!
А как насчёт Instagram и Firefox? Разве градиенты в логотипах не удел 90-х?..
Возможно, дело в том, что чем больше в логотипе цветов, тем сложнее его привести к монохромному (одноцветному) виду, а именно такой вид логотипа требуется для изготовления печатей, гравировки, выжигания и т.п.
Но, во-первых, абсолютно любой логотип можно сделать монохромным:
Во-вторых, некоторым брендам (тем же Instagram, Firefox) совсем не нужно вот это вот всё. Главное и чуть ли не единственное место, где люди видят их логотипы, — это экран смартфона или компьютера, где лого может легко предстать во всей красе модели RGB.
Ну, здесь всё совсем легко. Можете просто перечитать комментарии к правилам 4 и 5.
Но если вкратце, то:
Логотип не обязан хорошо или одинаково хорошо смотреться на любых носителях и в любом размере. Логотип должен хорошо смотреться на своих основных носителях, в своих основных размерах. Для всего остального есть
Mastercardдополнительные версии лого.
В прошлом году я писал статью-прогноз о тенденциях в дизайне логотипов на 2020 год. Мои прогнозы основывались на трендах прошлых лет и на том, что я наблюдал в уходящем 2019.
Во многих статьях, написанных после (и незадолго до), значился такой пункт, как адаптивный логотип:
Честно говоря, никогда не считал это каким-то трендом. Многие бренды уже давно используют альтернативные лого под разные случаи. И, собственно, адаптивным может быть любой логотип, под какой бы модный тренд (или не модный) он ни подходил.
Слава Богу, в последнее время редко слышу просьбы сделать логотип по принципу золотого сечения, но вообще приходилось… Подозреваю, виной всему завирусившийся пост о том, что «один из величайших логотипов всех времён» Apple был создан именно по этому принципу:
«Когда в задаче по геометрии прямые не сходятся в нужной точке, надо просто сделать линии жирнее.» — народная мудрость.
К сожалению, пост с разоблачением этого мифа не стал таким известным:
Источник: https://gizmodo.com/does-the-apple-logo-really-adhere-to-the-golden-ratio-511410550
Занятно также и то, что, говоря о золотом сечении, в действительности многие имеют в виду спираль Фибоначчи, которая хоть и имеет отношение к золотой пропорции, но не тождественна этому термину и даже порой не сходится с ним. К примеру, если мы возьмём окружности из начала спирали с диметрами равными 1, 2 и 3, то заветного коэффициента в 1,618 и даже близкого к нему с ними добиться не получится.
В действительности, если сильно постараться, можно много чего пристроить к великому золотому сечению! Отсюда и все эти мемы:
В общем, всё это, конечно, очень красиво звучит, и, разумеется, порой хорошо выглядит, но для создания правильного логотипа совсем не обязательно.
Как и наш последний пункт.
Да, сладенькое я оставил на десерт.
За многими известными и не очень логотипами стоит какая-то история. Порой в логотипе часть этой истории отражена, порой нет. И в последнем нет ничего плохого.
Например, в логотипе Coca-cola нет никакого таинства — это, действительно «просто надпись», хоть и очень красивая и грамотная. А вот в последнем логотипе Microrsoft скрытый смысл есть.
Каждый из разноцветных квадратиков символизирует один из основных продуктов компании: голубой — Windows, красный — Microsoft Office, зелёный — игровую консоль XBox, а жёлтый — поисковик Bing. А все квадратики вместе ещё отсылают нас к устаревшему логотипу «Windows», в котором каждая «стекляшка» окрашена в свой цвет:
Скрытый смысл, он на то и скрытый, что почти незаметен большинству людей.
Кстати, Bing в 2016-м году сменил свой жёлтый лого на бирюзовый, даже не знаю, как теперь быть…
Основной потенциальный успех логотипа со скрытым смыслом (да, именно успех логотипа) лежит в том, что он окажется в очередной подборке «ТОП столько-то логотипов с секретом».
Люди часто путают тайный смысл и «банальное» использование контрформы:
Однако даже если негативное пространство играет не второстепенную, а скорее главную или, как минимум, одну из главных ролей, это не значит, что в логотипе скрыт тайный смысл.
Если под «логотипом со скрытым смыслом» понимать любой, по которому не понятна сфера деятельности, то загадочными логотипами можно назвать многие. Я даже веду ироничную рубрику в соцсетях «Логотип без скрытого смысла» #ЛБСС , в которой показываю, чем бы занимались известные бренды, если бы их логотип напрямую об этом говорил.
Подводя итоги, хочу сказать: не зная среду, в которой логотипу придётся жить и работать, невозможно сказать, качественный (хороший, плохой, злой) он или нет.
Все строгие правила и основные принципы в создании «правильных» логотипов сегодня перестали работать. Если когда-то вообще работали.
И Чеховские принципы не работают. Стрельнуть может то, что и ружьём-то доселе не считалось.
В общем, современный логотип — это не то, как он выглядит, это то, как и где он используется. Он может быть и «иллюстрацией», и «фотографией» и даже «какими-то каракулями». Главное, чтобы он был к месту и вовремя.
Современные технологии позволяют логотипам быть какими угодно, даже анимированными и действительно объёмными (а не только псевдообъёмными). И здесь, конечно, я говорю об основных версиях логотипа. Всегда будут существовать сокращённые версии, версии в упрощённых цветовых гаммах и просто упрощённые лого для очень маленьких размеров.
На этом всё. Надеюсь вам было интересно и полезно
Цена ниже, чем у тарифа «Стандарт», не потому, что предоставляется меньше вариантов и, следовательно, предстоит меньше работы.
Над этими лого мы работаем ничуть не меньше (если не больше), но выбираем для презентации лишь один вариант — самый лучший для вашего проекта по нашему профессиональному мнению.
В статье о формировании цен на логотип мы писали, что обычно, чем меньше вариантов предоставляется, тем лого дороже. Но не всё измеряется в деньгах.
К сожалению, очень часто, когда мы предлагаем несколько вариантов дизайна на выбор, клиенты выбирают не самый лучший из них, а своими правками делают его ещё хуже… Именно поэтому у тарифа «Лучший выбор» цена в рублях ниже — мы получим моральное удовлетворение от создания качественного логотипа, которым не стыдно будет похвастаться, а вы получите то, что будет идеально подходить вашему проекту.
Предоплата — 100%.
Визуальная концепция — это естественная визуализация логотипа с примерами, как лого будет смотреться и работать на практике: на сайте, визитке, автомобилях и т.п.
Пример визуальной концепции смотрите по ссылке.
Именно так мы презентуем варианты логотипа клиентам
Регистрация названия (товарного знака) защитит от недобросовестных действий конкурентов в отношении Вашего бренда.
Несанкционированное использование вашего товарного знака является неправомерным и преследуется по закону!
Иными словами никто не сможет открыть компанию с таким же названием или безнаказанно работать от вашего имени.
7 комментария(-ев)
Честно говоря, прочитав я так и не понял какой должен быть логотип. С одной стороны — просто красивым и к месту. С другой стороны — удобным. Остальное все не важно???
Отличный блог!!!Информативный, с лёгкой и юморной подачей материала!
Спасибо большое! Очень рад, что нравится)
Не прочти я твою статью, не узнал бы секрет логотипа Apple. Нагуглил, что Роб Яноф — графический дизайнер, купил целую сумку яблок. Неделю разрабатывал будущий логотип Apple. В ходе разработки откусывал яблоки. И совершенно случайно заметил то, что компьютерный термин byte звучит также, как bite («укус»). В итоге получился простой, узнаваемый и современный логотип. (Я-Дзен)
(Википедия): Единственным пожеланием от Стива Джобса было — «Не делай его милым» (Do not make it cute).[1] Роб Яноф объяснял, почему яблоко стало надкушенным в интервью 2009 года. По его словам, логотип в маленьком размере становился похож на вишню и чтобы подчеркнуть, что это именно яблоко — он добавил этот элемент.[2] Существует также легенда, что цветные полосы на логотипа были добавлены в честь Алана Тьюринга, которого травили за гомосексуальность. Однако по словам Янофа, полоски появились чтобы подчеркнуть идею, что Apple II станет первым компьютером с цветным экраном.
Вывод. Кругом обман.
Есть ещё теория, что Тьюринг покончил с собой, откусив отравленное яблоко, и весь этот сюжет послужил идеей для логотипа Apple)
Спасибо большое. Как глоток свежего воздуха, честное слово
Спасибо вам большое)