Сегодня мы вновь поговорим о приёме, который часто используется в дизайне логотипов. Речь идёт об игре формы и контрформы – о взаимодействии того, что нарисовано, и того, что осталось незакрашенным.
Негативное пространство (как ещё называют контрформу) присутствует в любом лого. Это и расстояние между буквами, и между знаком и названием, и охранное поле вокруг всего логотипа.
Но сейчас мы поговорим о тех моментах, когда негативное пространство играет не второстепенную, а одну из главных ролей. Когда сам фон рисует образ!
Условно, такое позитивное использование негативной формы можно разделить на 4 категории:
Далее представлена подборка логотипов из первой категории – вырезка:
При прочих равных, она является, пожалуй, самой простой в изготовлении с технической точки зрения.
Далее мы не будем говорить о ценности этого метода, его эффективности и необходимости, потому что всё это сугубо индивидуально для каждого бренда. Мы лишь покажем, каким именно образом устроены графические знаки этих лого.
При использовании этого метода игры с негативным пространством за основу берётся одна форма и из неё как бы извлекается другая. Таким образом, форма последней является частью фона и окрашивается в его цвет.
Однако, несмотря на всю кажущуюся простоту разработки, существуют некоторые нюансы, которые следует учитывать.
В фирменном знаке SAAN Motors детали (изображения запчастей и шлицов крепежа) последовательно извлечены одна за одной, и, на самом деле, белые части не белые вовсе, а полые. Они легко меняют свой цвет при наложении на правильный фон и при использовании соответствующей цветовой версии логотипа.
В логотипе Asteria профиль лица образуется контрформой лишь при использовании на белом и других светлых фонах.
При применении лого на тёмных фонах фонах используются альтернативные версии, в которых уже силуэт становится основной графическим элементом, а сам космический фон за ним сливается с фоном всего изображения.
В логотипе Лицея №11 формы элементов монограммы и символов в подписи вымерялись и дорабатывались друг под друга, чтобы одновременно оставаться читабельными и правильно воспринимаемые по отдельности и также не мешать своим соседям.
Вот в логотипе (точнее – одном из концептов) Modis Centre нет ничего такого таинственного: просто круг, из которого вычленили букву «M», если говорить грубо:
В настоящий момент на всех рынках, для которых нам довелось работать, представлено много логотипов, созданных с использованием этого приёма. Эти ни хорошо, ни плохо. Просто нужно учитывать такую тенденцию при разработке новых лого. Следование веяниям трендов и устоявшимся традициям не всегда плодотворно влияют на брендинг.