Что такое гайдлайн: зачем нужен и что содержит

Что такое гайдлайн: зачем нужен и что содержит



Продолжаем обсуждение главных книг компании. На очереди гайдлайн. Поговорим, чем гайдлайн отличается от логобука, кому целесообразно иметь, что в нем содержится.


Гайдлайн: руководство по использованию фирменного стиля

#Гайдлайн (с английского «guideline» – директива, руководящие указания), он же – руководство по использованию фирменного стиля. Вообще с таким названием он мог бы означать любое руководство, но почему-то в русской речи за этим термином закрепилось именно такое определение.

Как вы, наверное, уже поняли, гайдлайн похож на логобук (почитайте, если пропустили). Но в отличие от последнего главным объектом в нём выступает не только логотип, но весь корпоративный стиль в целом.

Так как логотип является неотъемлемой частью фирменного стиля, гайдлайн, конечно же, включает в себя всё то, что должно быть в логобуке. А дальше уже идёт всё то, чем они друг от друга отличаются.



Фирменные цвета и градиенты

Цвета, используемые в логотипе, далеко не всегда совпадают с фирменными цветами бренда. При этом последние могут как не включать цвета лого вовсе, так и содержать их все вкупе с дополнительными цветами.

Все они представляются в гайдлайне как в графическом виде, так и в кодовом обозначении для различных цветовых систем: rgb, cmyk, hex, pantone и прочих.

Помимо однотонных фирменных цветов у некоторых брендов также бывают фирменные градиенты – плавные цветовые переходы.

фирменные цвета и градиента в гайдлайне



Фирменные шрифты

Казалось бы, такой пустяк, но фирменные шрифты – это один из основных и важнейших элементов фирменного стиля. Их будут использовать во всех рекламных материалах, во всей деловой документации, на сайте, на визитках, на бэйджах и всём прочем.

С их помощью компания будет общаться с другими компаниями, с клиентами и использовать их для внутрикорпоративных переписок. В этом и состоит главная сложность при подборе корпоративных шрифтов, ведь у каждого из существующих начертаний есть своё настроение и даже «голос». И нужно из тысяч различных гарнитур (семейств шрифта) выбрать одну-две, чтобы они смогли:

  1. Выделить брэнд из множества других;
  2. Подходить под все возможные случаи использования;
  3. Быть хорошо читаемы как в распечатанном виде, так и на экране; как в малом размере, так и в большом.

В руководстве по фирменному стилю помимо простого перечисления фирменных шрифтов также говорится о том, какие именно начертания подходят для разных целей: что нужно использовать для заголовков, что для основного текста, что для акцентов.

Фирменными шрифтами брэнда могут стать как бесплатные, так и приобретённые по лицензии для коммерческого использования. В определённых случаях разрабатываются уникальные гарнитуры – однако это удовольствие является очень трудоёмким и дорогостоящим, порой его стоимость может в несколько раз превышать разработку всего остального фирменного стиля.



Фирменный паттерн

#Фирменный паттерн (с английского «pattern» – шаблон) – узор, идейно и стилистически сочетающийся со всем корпоративным стилем брэнда.

В основном паттерны бесшовные, то есть представляют собой такой фрагмент узора, который при подстановке его к самому себе вплотную образует узор большего размера, в котором не видно стыка.
Бывают такие паттерны, которые могут бесконечно расти лишь в трёх направлениях. При их использовании в разработке дизайна каких-либо макетов они не заполоняют всю его площадь (не замащивают его), а располагаются только с какой-то одной стороны, например, слева, сверху или в углу.

Паттерн не является обязательным элементом фирменного стиля, у многих брэндов их нет. В то же время фирменных паттернов может быть и несколько, могут быть даже несколько разных серий фирменных паттернов – например, каждый для определенного продукта в различных линейках.



Носители фирменного стиля

После ознакомления с основными элементами фирменного стиля мы переходим к тому, на чём, собственно, всё это используется – к его носителям.

К последним может относиться практически всё, чем пользуется компания – забрэндировать можно, что угодно от ластика до служебного автомобиля. Но условно носители фирменного стиля можно разделить на несколько категорий:

  1. Деловая документация: фирменные бланки, конверты, папки, визитки, бланки заключений, копий чека;
  2. Рекламные материалы: баннеры, брошюры, листовки, опять же визитки (которые по сути являются мини-листовками), фирменный пост для соцсетей;
  3. Сувенирная продукция: брелоки, блокноты, кепки, футболки, календари – всё, что компания дарит своим партнёрам и сотрудникам;
  4. Дизайн рабочего места: это может быть и дизайн интерьера помещения, и экстерьер здания, и дизайн корпоративного сайта.

Как вы, должно быть, заметили, я ещё не включил ни в одну категорию ни ластик, ни автомобиль… Дело в том, что всё это деление было действительно условным. Например, автомобиль для одной компании можно отнести к инструментам, у другой – к рабочему месту (к примеру, мобильная кофейня), а у третьей – и вовсе к не более, чем рекламному материалу.

В общем носителей фирменного стиля брэнда может быть нескончаемо много, и сразу разработать дизайн для каждого из них невозможно.

Собственно, для этого и нужен предмет данной главы – гайдлайн. В этом руководстве помимо представления основных элементов фирменного стиля и изображений нескольких уже готовых носителей есть рекомендации, а порой даже правила для дизайна будущих макетов.

О гайдлайне у меня все, переходим к брендбуку

P.S. Если вы заметили и вас смутило, что слово на букву «б» я пишу то через «е», то через «э», отвечаю: использование обоих вариантов в настоящее время допустимо, и хотя слово «бренд» является более популярным и закрепилось в русском языке намного раньше, всё же, на мой взгляд, написание «брэнд» является более правильным с точки зрения аутентичности и совершенно исключает неверное произношение.

Поделитесь, если было полезно или интересно 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бриф на лого